Что знает самурай

Попытаемся разобраться, что такое Знание. Каждый из нас наверняка, что-либо знает, и уже на этом основании может судить о «знании» как о понятии. Хотя бы как читать текст в книге. Знание кажется для нас привычным, обыденным и часто мы не уделяем ему должного внимания. А это, между прочим, одна из важнейших характеристик человека в обществе. Осознающие это люди постоянно как изучают новое, так и стараются углубить уже имеющиеся знания. Получают дополнительное высшее образование, участвуют во всякого рода образовательных, развивающих и других тренингах. Самостоятельно изучат специальную литературу, обсуждают в специализированных форумах. В связи с этим возникает вопрос: «Их знание увеличивается?». Ответить на него мы сможем только сравнив разные знания. Как сравнить разные знания? Наверняка будет и такой ответ: «Пусть в шахматы сыграют». Но ведь учились они разным знаниям, а сравнивать мы можем только одинаковые знания. Поэтому с этого простого сравнения и начнём.

Вернёмся мысленно или образно на несколько веков назад, когда науки были попроще, человек усваивал знание целых направлений своей деятельности в достаточно полном объеме, чтобы быть независимым, и примеры выглядят более наглядно.

Многие, наверное, видели фильмы, читали книги о японских самураях – мастерах меча, безжалостных как к своим противникам, так и к себе. Самоотверженно служащих своему господину. Готовых отдать за него свою жизнь. Почему именно самурай? Потому, что в большей степени это воин-единоличник, и поэтому нам будет проще его анализировать. Это воин, который не должен доверять никому, даже своему учителю. Он постоянно должен быть готовым к любому нападению, любому предательству. Это в некотором смысле самодостаточный «одноклеточный организм», живущий сам по себе. Самое привлекательное в примере самураев – это то, что сравнить их знания очень просто. Достаточно посмотреть на результат их поединка. Кто остался жив, тот и имеет большее, лучшее знание.

Теперь рассмотрим поединок более подробно и попытаемся понять, от каких факторов будет зависеть его исход. Главное – это то что, при отсутствии противника мы не сможем наблюдать Знания самурая. Самурай должен видеть своего противника, его оружие, его движения. У лишенного своего оружия самурая не получится проявить свое Знание владения мечом. Кроме того, бой должен быть понятным самураю, вестись по принятым в его сообществе правилам. Если бой будет вестись по другим правилам, другим, незнакомым оружием, то самурай может неправильно распознать угрозу и не отреагировать на нападение должным образом. Площадка для боя также играет немаловажное значение. У самурая должна быть возможность как к свободному перемещению, так и устойчивому удержанию равновесия, он должен надежно чувствовать опору под ногами.

Обычное логическое мышление происходит достаточно медленно. Чтобы принять элементарное решение, выбрать большее число или сложить два однозначных числа человеку надо порядка секунды, а то и больше. В бою у самурая нет достаточного времени рассуждать и анализировать логически. Принимать решения и производить свои действия надо со скоростью движения меча. Необходимость выжить диктует другие, отличные от логического анализа, принципы принятия решения. В бою самурай, в первую очередь, представляет собой автомат, который реагирует на возникающую угрозу – и реагирует на неё наработанным в ходе тренировок и прошлых боёв рефлекторным способом. Самурай в процессе поединка реагирует в меру своего мастерства на любые изменения движения противника. От этого зависит его жизнь. Тех, кто не смог научиться, после боя нет.

Поэтому принимаем: Знания ведения боя, которые можно сравнивать, включают: наличие соответствующего некоторым требованиям противника, восприятие противника, меч в руках самурая, навык владения телом, оружием, определенные пространственные условия, соблюдение правил поединка. И только исход поединка с противником, определит, чьё знание имеет большую величину, сильнее, эффективней, живучее. Это знание и будет иметь шанс на существование после боя.

Если переместить каким-либо способом человека с поля битвы в другое место, то человек, безусловно, может остаться живым. Но будет ли он самураем? На этот вопрос мы можем ответить, только поместив его обратно на поле битвы. Только в бою мы можем убедится, что данный человек обладает навыками самурая и победить в битве. Потеряв восприятие окружающей реальности, противника, самурай также перестанет быть самураем, он погибнет. Сломанный меч слабо поможет в отражении атаки, и бой также будет проигран. Забытый навык после сотрясения мозга также обеспечит быструю его гибель. Ели взять обычного человека без боевого навыка владения мечом, одеть на его доспехи, то мы получим не более чем театрального актёра. Если отправить его на битву, то он вряд ли останется жив после нескольких секунд боя.

Как можем мы формализовать Знание, воспользовавшись самурайским знанием как примером? Какие необходимые элементарные составные части мы здесь видим? 1) Это навык самурая, 2) его орудие, 3) пространство, на которое оказывается действие, 4) восприятие этого пространства. Эти четыре составляющие постоянно в ходе проявления Знания находятся в единстве. Вырвав какую-либо часть из этой четверки мы не получим проявления знания самурая. Самурай, как боец, тут же прекратит существование.

Это очень важно: пока существует знание, мы видим проявление самурая как действующего воина. Прекращает своё существование знание – нет самурая-воина. Остаётся максимум ряженный человек в доспехи самурая, которого только условно-исторически можно назвать самураем до следующего боя.

Именно результатом поединка, он докажет, покажет своё знание бросившему вызов.

 

Чтобы избежать неверного смысла, употребление введенных понятий, должно иметь ссылку на авторское определение.