Культура, Культ

Культура – слишком широкое, заезженное иностранное слово. Поэтому сначала придется стряхнуть с него нависшую мишуру из ЧПС Блазней.
Исторически Культура была Знанием человека, обеспечивающим как своё существование, так и сохранение и воссоздание своего окружения. Формально, Культура означала возделывание семян. Это особое Знание, обеспечивающее существование и распространяемое посредством посадки концентрированного носителя Знания. Семя могло самостоятельно прорасти, дать плоды и новые семена, но оптимизация этого процесса для получения большего урожая требовала особого навыка содействия росту растения и сохранения его окружающей среды. Выполняемые действия формировали чувство времени, а на ЭЛК формировали, помимо эмоции удовольствия, дополнительные области: свои потребности и обязанности перед средой и семенами. Для направления Сквозона на эти области развивался необходимый навык. Создавалось иерархическое Знание, включающее несколько необходимых элементов и имеющее периодическое своё проявление. В образованном Аплите центральное место занимает семя. Сопряженное Знание привязывается к свойствам семян и их растений. Таким образом, семя находится на Атомарной границе интервала Культуры. На Аплитной границе, собственное Знание семян переходит Знание их возделывания и использования для поддержания человеческой жизни.
Это Знание также имеет два основных контура, поэтому его можно отнести к ЧПС. Только в случае Культуры второй контур обеспечивается сопряженным Знанием, с собственным навыком. Сопряженным к навыку выращивания выступает навык прорастания семени, формирования растения и созревания новых семян. Вместо семян на месте сопряженного Знания могут быть животные.
Сознание, рассредоточенное с социуме, выступает навыком Культуры. Этот навык достаточно особенный. Если для обычного контура Знания навык оказывал управление и насилие над пространством, то в Культуре, это согласование и обеспечение оптимальных условий существования сопряженного Знания. Культура, таким образом, становится включающей как человеческую, так и внешнюю к себе пространственную составляющую.
Для того, чтобы иметь возможность переносить понятие Культуры в другие области Знания, надо формализовать структуру её Свитков.
Функционирование Культуры обеспечивает необходимые изменения в пространстве с локализованным Знанием, способным воспроизводить себя посредством собственного цикла изменения своей среды. Это основная формула, или топологическая структура Культуры. Эта формула вскрывает оптимальные условия иерархически организованного Знания.

Мы знакомились с Сознанием, в котором Знание передается посредством соответствия символов и Образов. Реализация Знания, как действия, сопровождается созданием образа. Это позволяет действию оторваться от своего функционирования в Знании – для передачи образа действия. Это необходимо, например, при обучении, согласовании действий, предупреждении, тренировке. Даже создание передаваемого символа есть результат воздействия на пространство.

Возможность передачи образов без участия в Знании приводит к подмене оснований в культуре: практики на искусство. Искусство своими Свитками пересекает ЭЛК в зоне удовольствия. Так возникает очередной социальный резонанс: ЧПС, поддерживаемый за счет выгодности занятием выхолощенной «культурой». В результате формализации имеем Образ Блазни, передаваемый посредством символического действия. Вместо былой Культуры возделывания семян имеем Культ воплощенной Блазни.

Имея внешнее представление в виде символов и действий, Культ способен распространяться по Сознанию общества. При избытке Сквозона на основе Культа создается ЧПС. Этим Сквозоном из ЧПС наполняется резонанс. Напомним, что избыточному Сквозону способствуют сформировавшиеся оптимальные действия по Вере, убеждению. На резонирующих ЧПС образуются диссипативные Свитки, поглощающие избыточный Сквозон. Когда избыточный Сквозон превышает некоторый Аплитный уровень, действий в Знании с Блазнями становится больше, чем действий с Адеквантами. Развитие Адеквантного Знания останавливается, а Культ поглощает весь возможный ресурс Сквозона. По причине массовости Блазней (а «активное большинство» сильно своим задействованным в Свитках Сквозоном) Миф становится главным управляющим навыком в гибнущей культуре. Носители Адеквантного Знания покидают своё пространство. Пространство все больше заполняется культом, замкнутым на удовольствие в ЭЛК и не обеспечивающим практического Знания. Передаваемый навык выживания достигает своего минимума, происходит гибель Сознания и общества. В результате такой деградации на данном пространстве общество заменяется более практичными «варварами-соседями» с меньшим грузом бесполезного культа.
Теперь вспомним о слабо связанных пространствах. Географически это может быть одна территория, одна страна, но разделенные в разные имущественные пространства люди. Вот простейшее понимание причин революций, массовых миграций.

Культура и Цивилизация

Понятия Культуры и Цивилизации связаны друг с другом. Цивилизация, как Аплит, объединяет Культуру, Культ, хранилище прошлого опыта и среду своего воплощения.
На основании сопоставления с ранее рассмотренным процессом становления Разума мы можем заметить, что в цивилизации имеются аналогичные функциональные элементы. Следовательно, мы можем представить цивилизацию как обладающую некими зачатками «разума». Она обладает стековой структурой хранения опыта. Она имеет свою музейную, библиотечную память, свитки, поддерживающие эту память, свитки, обеспечивающие принятие решений на основе сохраненного опыта и поддержания навыка в сложившихся Знаниях. В цивилизации присутствует символьное представление опыта в виде ЧПСи мифов, научные дискуссии проводимые с соблюдением оговоренных правил можно рассматривать как внутренние свитки «монолога» научного сообщества, а это аналог логического разума индивида. Такой зачаточный «разум» имеет свои орудия для воздействия на внешнюю среду и уничтожения своих же носителей (костры инквизиции, гражданские войны по убеждениям). Такое уничтожение указывает на отсутствие своего осознания у цивилизации. Осознающий себя – себя не уничтожает если не нарушено осознание. Несмотря на структурную аналогию, есть и принципиальные различия разума человека и цивилизации. Человек работу своего навыка и разума вмещает в своем теле, а цивилизация достаточно открыта в сквозонном обмене с другими цивилизациями. Некоторое ограничение на сквозонное движение накладывает территориальное деление на государства.
Насколько то, что мы называем социальными, государственными институтами является самостоятельными элементами «разума цивилизации»? Для начала нужно их представить в Свиточном виде. Тогда станет ясным их устройство и функционирование, их строительство, старение, болезни.

Посмотрим, допустимо ли выделение цивилизаций на основе культуры. Кроме определения Культуры, нужно структурное описание цивилизации и, естественно, наполнение её Культом. Так как Культ отбирает важный для развития Сквозон на нужды Мифа, то нужно описание баланса связки двух Знаний: Адекванты и Блазни. Этот баланс необходим как условие сохранения связности жизненно необходимого Знания о недопущении вырождения Культуры в Культ. Это Знание становится возможным при понимании структуры Культуры.
Следует учесть размеры, временные параметры, оборотность, сохранение пространства и специфику Знаний, реализующих Культуру. Для сложно организованного государства нужно отследить момент, когда Культура согласования вырождается в Культ управления. Выяснить роль машин, инструментов и орудий в функционировании Знаний.
Это слишком большая тема для этого раздела, поэтому перечислим основные роли культуры в разуме цивилизации.

Как мы видим, Культура, основываясь на самых больших Свитках, обеспечивает форму Цивилизации. Теперь следует вспомнить смену поколений атомарных носителей Знания, разделение Знания по специализации на фракции, передачу Знания посредством Сознания. Конкретное Знание имеет гораздо меньшее пространство по сравнению с пространством цивилизации. Следует вспомнить о пренебрежениях, которыми сопровождается работа Знания. Знание отдаляется от Адеквантного каркаса, все более наполняясь Культом. Естественно локально Знания остаются объединенными Сознанием, но на большом удалении от Адеквант в едином прежде Сознании образуются границы формального объединения через формальное соблюдение правил знаковых последовательностей при передаче Сквозона. В рамках этих границ будет пространство наполненное единым Сознанием. Как минимум Культ в этом пространстве остается. Таким образом, у культа возникает соединительная роль в разуме цивилизации.
Поэтому можем говорить что Культ обеспечивает:

Выявление главных функций Культа позволяет очистить его от образов чуждых цивилизаций и тем самым повысить эффективность использования своего ресурсного Сквозона. Позволяет не допустить, чтобы Культ прикрывался Культурой. У них разные цивилизационные роли.
Для очистки цивилизации от образов чуждых Культов нужно выделить их Блазни. Основной признак Блазней в том, что они не обеспечивают воспроизводства жизненно необходимого Знания и условий его реализации. Выделенные Блазни нужны для их распознавания в будущем, поэтому их следует отправить в хранилища опыта мифических Блазней, засоряющих Сознание. Направление высвободившегося Сквозона в Свитки жесткого Знания обеспечивает сохранение человечества, повышение эффективности его социальной организации как носителя навыка.

В стабильных условиях навык может достигнуть своей оптимизации до состояния Веры. Не имея логической связи с остальными навыками, такой навык для передачи довольствуется Культом. Следует заметить, что это Знание, обеспечивающее существования цивилизации. При изменении внешних условий такое Знание с Верой – первое, которое рушится. Вера вырождается в убеждения и становится расточительным каналом для Сквозона. Такие ситуации следует вовремя распознать и создать более адаптируемый к условиям навык. Следовательно, для устойчивости цивилизации у неё должен быть опыт о пространстве своего существования, модель связности этого пространства и оптимальные навыки, которые должны соответствовать текущему положению цивилизации.

 «Собиратель, охотник, земледелец, скотовод».

Культура и Культ воплощают навык, который управляет цивилизационным пространством. К сожалению, на момент написания книги в России Культ силы преобладает над Культурой согласования. Переосмысление значения Культуры как навыка согласования Знаний позволит сбалансировать Знания для эффективного использования Сквозона.
Культура проявляется не в том, что человек приобрел самую ценную картину, самый современный гаджет, а в том, что он в своем окружении смог организовать их изготовление и сбыл соседям! На уровне индивида Культура проявляется в расширении ЭЛК через развитие зоны удовольствия до потребностей и обязанностей.
В своей истории Культура реализовывала несколько типов поведения, которые мы можем условно назвать: «собиратель», «охотник», «земледелец», «скотовод». Эти типы культур формировали свой набор моделей восприятия окружения. Происходило образование сложного Знания и соответствующего набора навыков. Образность представления моделей обеспечивала соответствующее Культуре Сознание. Культура как Знание передавалась между поколениями. Человек усваивал её в ходе своей деятельности. Естественно, не каждый становился носителем полного набора образов и навыков. Человек останавливался, когда усвоенного им было достаточно, чтобы прожить в обществе. Например, обычному потребителю достаточно обычного Знания для получения удовольствия. На основе этого Знания он может быть научен получать удовольствие опосредовано, выполнив требуемую работу. У пассивного предпринимателя проявляется культура собирателя. Найти то, на чем можно заработать – и хватит. У активного, стремящегося к превосходству, присутствуют образы из культуры охотника: у него есть цель, он её преследует, побеждает. Он должен быть лучшим в своем окружении, так как в окружающих видит соперников. В современном обществе потребления с ускоряющимся техническим прогрессом остальные типы культуры оказались без надобности и были у большинства населения утеряны. Даже появилось оскорбительное выражение «пастух», «из деревни». Формирование таких выражений свидетельствует о менее развитой культуре охотника.
Положив в основу истории образную наполненность сознания, мы обнаружим основные отличия между простым Знанием и Культурами.

Тип культуры
Забота о другом Знании
Отношение к Знанию
Воздействия
Рабочие зоны навыка в ЭЛК
Простое Знание
Нет
Изменить другое Знание
Управлять пространством
Удовольствие
«Собиратель»
От «само растет» до уровня «не навреди»
Найти и взять его плоды
Взять доступное, обнаруженное
Удовольствие, потребность
«Охотник»
От «само плодится» до уровня «не навреди»
Выследить и победить
Поиск, захват, преследование цели
Удовольствие, потребность
«Земледелец»
Обеспечение, забота, охрана
Вырастить и использовать, Вера в прорастание, ждать
Согласование выделенного пространства, своего и подчиненного Знания
Удовольствие, потребность, обязанность
«Скотовод»
Обеспечение, забота, охрана
Растить и пользоваться, постоянный контроль, общение
Согласование общего пространства, своего и подчиненного Знания
Удовольствие, потребность, обязанность

Пользуясь приведенной таблицей, можно оценить насколько человек продвинулся в Культурном развитии.

На основе европейской научной мысли можно сделать вывод, что для европейского сознания важным является образ пищевой цепи. По этой цепочке выстраиваются не только живые образования, но и социальные. В этой работе предпринята попытка для российского Знания восстановить образ Культурной цепи – как заботы Знания о подчиненном Знании.
Культура стремится к своему сохранению, но наполнение Свитков избыточным Сквозоном приводит к разрыву Свитков. В результате разрыву подвергается пространство, где может существовать Культура. Не технический прогресс, не «гуманная» ненависть к ближнему в «защиту меньшинств» определяют Культурность, а забота о слабом Знании с меньшим окружающим пространством.

У каждого иерархически выстроенного Знания есть свой Аплит доступного пространства. В рамках этого Аплита существует Знание с навыком в ЭЛК. Сознание позволяет в рамках уровня Аплита передавать свои образы. Понимание Культуры выводит Сознание за рамки Аплита иерархического уровня Знания. Это понимание становится связующим принципом для разных организационных уровней. В результате посредством Сознания и Культуры согласуются личные ЭЛК. Если ранее мы имели простое Знание, реализованное своими Свитками в пространстве относительно навыка, то теперь мы можем описать межличностный уровень. На нем Сознание выступает навыком Культуры, сопряженным Свитками через ЭЛК. Для образования ЧПС с участием Культуры необходим второй контур, охватывающий всех участников единым Сознанием.
Не будем забывать, что образование такого ЧПС происходит через процесс обучения новых ЭЛК. Это по новому открывает смысл передачи навыков культурного воспитания. При этом у старых ЭЛК могут иметься свои убеждения с образами пищевой цепи и борьбы с ближним ради наполнения зоны удовольствия.

Культура – это Аплитизация локализованных через навык Знаний и их иерархическое соотношение. Симбиоз разных видов жизни образует своего рода зародыш Культурных связей. Когда в симбиозе выстраивается иерархия, то возникает Культура. Культура свойственна живой природе. Например, она проявляется у некоторых видов муравьев в выращивании грибов, тли для своего пропитания.
К этому моменту мы можем выделить несколько рассмотренных этапов Аплитизации базовых понятий: СквозонСвитокЗнаниеКультура.


 

Чтобы избежать неверного смысла, употребление введенных понятий, должно иметь ссылку на авторское определение.