"Эмоционально-логические кластеры" (ЭЛК)

Наши действия тем или иным образом связаны с эмоциями: удовольствием, избеганием неудовольствия. По мере взросления наши действия усложняются, нам кажется, что мы отходим от эмоциональной составляющей. Но, тем не менее, по окончании выполняемого нами действия мы ожидаем эмоционального удовлетворения. Через наше мышление, автоматическую реакцию проходит Сквозон, вошедший через восприятие. Покидает он наше мышление, уходя в орудие, и мы получаем немного удовольствия.
Вы, наверное, уже замечали, что при пересечении Сквозоном границ: личное восприятие и действие, в обоих случаях проявляется простейшая эмоциональная реакция. Кроме этого единичного восприятия для действия могут учитываться другие восприятия, в том числе, и предыдущие. В этом случае можно сказать, что между эмоциями восприятий и действий возможно наличие логического связующего пути Сквозона.
Назовем такое образование (имеющее с одной стороны доступные восприятия, а с другой – возможные действия на орудие) «Эмоционально-логическим кластером» (ЭЛК). Прохождение Сквозона через его границу вызывает эмоциональную реакцию. «И увидел Бог, что [это] хорошо».
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». Здесь прямое указание на контурный характер Знания. Более того, эмоциональный вывод «хорошо» жена сделала, не вкусив, а на основе восприятия – налицо резонансный характер нашего восприятия (о котором говорили ранее).
В частности, мы ранее говорили о базовой эмоции удовольствия. Часть этой зоны эмоционального удовольствия на поверхности ЭЛК имеет привычное нам название: эстетика – на входе, этика – на выходе.
ЭЛК формируется ещё в детском возрасте как результат начальных беспорядочных мозговых действий на свой мышечных аппарат, а впоследствии – как ответы на адресованные взрослым вопросы. Сама способность поставить вопрос определяет возможность развить ЭЛК в будущем.
Естественно ЭЛК имеет свои границы, внутреннюю наполненность. Внутри кластера – наполняющий навык, воплощенный в убеждения скрепленные некоторой логикой. На периферии ЭЛК, у «кромки» между известным и неизвестным, ещё отсутствует наполнение и будет чисто эмоциональная реакция.
ЭЛК связан с центром удовольствия – как с главной эмоцией, куда должен попасть Сквозон после своего прохождения по Свиткам. Отсюда главная задача управления ЭЛК: подправить Сквозон в «нужное место».

Посмотрим в связи с этим на некоторые особенности ЭЛК.

Естественно, эмоционально-логические кластеры могут иметь разную толщину в топологическом понимании. Эту толщину будет обеспечивать логическая связность восприятия и последующего действия.
Рассмотрим первый случай. Тонкий кластер, но заполняющий достаточно широкий регион навыка, обеспечивает некоторую, достаточно быструю, скорость оборота Свитка Знания. Чем лучше память – тем шире ЭЛК, тем более будут рассредоточены в плоскости навыка такие ЭЛК. Для навыка на основе памяти не требуется развитая логика, достаточно связать воспринимаемое с «правильным» действием. Этот тип навыка обеспечивает большой опыт автоматических действий в различных ситуациях. Слой может быть заполнен через личный опыт, а также через символьный канал – например, из литературы, фильмов, инструкций, свода законов, случаев из жизни общих знакомых. У человека с таким типом ЭЛК всегда есть готовая реакция на конкретное восприятие. При этом он не задумывается над поступком, его обоснованием, последствиями. Его лозунг: «Проблемы будем решать по мере их поступления».
Требуется достаточное количество оборотов для того, чтобы Знание сформировалось, стабилизировалось и начало стабильно направлять Сквозон в зону удовольствия. Если ЭЛК заполнен навыком на основе ошибочной опыта, то такой контур будет неустойчив, его постоянно будут преследовать неудачи. Постоянно придётся исправлять ошибки прошлого новыми ошибками. Движение Сквозона, связанного с одним и тем же пространством, в сечении навыка проявляется как некоторое множество повторяющихся действий. Часто такие действия носят циклически повторяющийся характер, а Сквозон к эмоции удовольствия не попадает.
В противоположность первому, во втором случае может образоваться очень большой кластер, со сложной внутренней логической организацией, с наиболее точной моделью пространства, дающий правильное решение. Такой ЭЛК будет учитывать множество фактов и, естественно, будет работать медленнее. Реакция на восприятие в этом случае замедленная. Если в результате восприятия были обнаружены ошибки в действиях, то потребуется выяснение причин ошибок, нахождение способа их дальнейшего недопущения и долгая реорганизация ЭЛК (внутренним монологом) для оптимизации Навыка для попадания Сквозона в зону удовольствия.
Теперь третий случай – некоторая середина, между рассмотренными ранее. Простая логическая схема, обеспечивающая достаточно быструю реакцию и незатратную адаптацию к пространству действия.
Контур функционирует чуть медленнее, чем в первом случае, но адаптация навыка происходит быстрее, поэтому общее время формирования и стабилизации Знания меньше. Такой оптимум будет, во-первых, соответствовать проявленной в реакции сложности пространства, а во-вторых, время формирования навыка должно остаться меньше, чем воспринимаемое неуправляемое изменение пространства. Следовательно, в зависимости от динамических характеристик пространства, будет разным и требование к временным параметрам ЭЛК как реакции на восприятие. Если говорить о формах ЭЛК в рассмотренных трех случаях, то разными будут размеры, толщина, структура, топология.

Посмотрим на ЭЛК изнутри как на характеристику человека.

Топология воспринимаемых фактов – это «небосвод человека», а топология принимаемых решений – как его «земля». Между ними – атмосфера познанного, логичного. Человек мыслит в этом пространстве, ограниченном двумя поверхностями. Он не может подняться вверх и на некотором этапе, приняв, после размышления, решение, уже не может углубиться вниз, так как дальше по движению Сквозона находятся орудия. Таким образом, внутреннее пространство ЭЛК – это мир, где «живут» мысли человека.
Естественно, мы можем вспомнить восприятия, не приводящие к решению, действию. Кроме того, есть «случайные» внутренние решения, побуждения и последующие действия, не основанные на восприятии. Значит, мир человеческих мыслей «открыт внутри» и имеет дополнительные, не представленные в эмоциональной поверхности входы и выходы.

По мере взросления точки восприятия развиваются от отдельных дискретных (горячо-холодно, светло-темно, 4-7 различимых цветов) до почти непрерывного восприятия в диапазоне, расширенном внешними приборами. Мы осуществляем измерение температуры с помощью приборов, развиваем восприятие цветовой гаммы до уровня тысяч оттенков цветов. Это ЭЛК заполняется модельным слоем, обеспечивающим восприятие, а с другой стороны – наполняется навыком управления группой мышц, сложными орудиями как координированной последовательностью действий. Возникает навык действия – от удара камнем до тонкого мазка кистью по холсту, превосходящему рост человека.

ЭЛК образован связями, поэтому он не монолитный, а имеет пористую структуру. Поры могут быть достаточно большими, и тогда внутренние пустоты, воспринимаемые как границы, также обеспечивают эмоциональную реакцию бездействия. Когда Сквозон достигает такой внутренней границы, его дальнейшее продвижение прекращается. Эмоционально действие кажется законченным. «Я об этом уже подумал!». Если данная внутренняя граница осознаётся как оторванная от зоны удовольствия и, имея большой размер, захватывает входящие Сквозоны, то эмоциональное состояние воспринимается человеком как безвыходность. Возникает внутреннее гашение «порывов движения». В окрестностях этих пустот способен накапливаться Свозон. Проявляется он как навязчивая мысль во внутреннем монологе. В одних случаях он обеспечивает спонтанное, импульсивное действие после зацикленного внутреннего монолога, в других – подавленность, наполненность ЭЛК хаосом мыслей, желаний, эмоций.

Посмотрим на ЭЛК в окрестности зоны удовольствия.

Насколько необходима связность этого пространства? ЭЛК обеспечивает внутреннюю связность и связность через внешние Свитки, задействовав собственный навык. При нарушении связности не будет попадания в центр удовольствия. Для сохранения Свитков необходимо ограничение Сквозонного потока ниже порога разрушения, с обеспечением пропускной способности Свитка. Для уменьшения отклонения от намеченной цели нужен минимум возмущений. Эти два требования равносильны требованию понижения температуры для попадания в центр удовольствия. С помощью иерархически организованного Знания это осуществляется через удовлетворение правильности, идеалам. Отсутствие идеалов (в модельном понимании и в окружающем пространстве) не позволит понизить температуру Вести как составляющую Свитка Знания. Присутствие идеалов в обеих частях Свитка обеспечивает уменьшение хаоса в восприятии и необходимое понижение температуры Свитка. Отсюда становится понятным стремление реализовать идеалы в своем окружении на основе модельного понимания. Это реализуется в прямых линиях, соблюдении пропорций, поиске гармонии (сохранении пропорционального отношения в предметном ряду). Напомним, что при формировании Вести применяется пренебрежение как обеспечение допустимой температуры для распознавания своего идеала.
Идеалы понимаются как предельные абстракции. Наиболее в этом преуспела математика. Отсюда (за неимением своих) и навязчивое философское стремление использовать её абстракции как основу для реализации изменений окружающего пространства, выведения «законов природы» из математических принципов.
Если зона удовольствия в ЭЛК достаточно широка по восприятию, то отпадает необходимость навыка по управлению Сквозоном в Знании. Нет необходимости в идеалах и понижении температуры Свитков. В этом случае достаточно широкий воспринятый поток Сквозонов, попавший в зону удовольствия ЭЛК, обеспечивает удовольствие. Люди с узкой зоной удовольствия воспринимают широкую зону удовольствия как ненормальное состояние, психическое заболевание, как преувеличенное оптимистическое восприятие, как «просветление», как мировоззрение своих «кумиров».

Исходя из выполняемых функций и их сложности, можно оценить толщины слоя ЭЛК.
1-я толщина – навык, быстрая осознаваемая реакция, с простыми линейными логическими действиями. Отсутствует контур проверки решения.
2-я толщина – навык, проявляется наличие убеждения (таблица умножения, прямая линия, прямой угол, элементарные фигуры, узнавание близких). Контур проверки, подтверждающий убеждения.
3-я толщина – навык; действия, предварительно «перепрограммируемые» на ожидаемые восприятия. Ожидаемые варианты действия на воспринятое. Это минимальная толщина профессионализма.
4-я толщина – отсутствует готовый навык, логичные действие по обстоятельствам. В личной оперативной памяти достаточно опыта для создания действия. Это минимальная толщина творчества.
5-я толщина – отсутствует готовый навык. Есть навык применения чужого опыта для определения своих дальнейших действий. При этом уровне толщины возникают условия для образования ЧПС.

Наличие навыка получения удовольствия от некоторой деятельности формально представимо как обеспечение попадания Сквозона из широкой захваченной части после нескольких витков в зону удовольствия. Такое проявление ЭЛК можно определить как формирование «зоны линзы» в ЭЛК, фокусирующей Сквозон на удовольствии. Одну из таких линз можно обнаружить в мысленном моделировании ситуации, сопровождающейся просмотром фильмов, чтением книг, посещением театра, участием в игровых ситуациях, полетом мечты, планированием, прогнозированием, тренировкой. У каждого человека за время его взросления формируется собственный ЭЛК с набором фокусирующих линз.
Как любое Свиточное образование, ЭЛК имеет некоторую стабильность. Человеку это позволяет судить об уверенности в себе, в своих возможностях. Уверенность в себе проверяется Свитком через модельное пространство: «я смогу это сделать следующим способом» или «я этого никогда не смогу». Это можно рассматривать и как осознание своих «фокусирующих линз» и их свойств.
Стабильность фокусирующих свойств поверхности, объема ЭЛК, естественно, ограничена. Под действием как внешнего, так и внутреннего возмущая нарушается способность ЭЛК к фокусированию Сквозона на удовольствии. В результате, Знание как Свиток теряет свою устойчивость.


 

Чтобы избежать неверного смысла, употребление введенных понятий, должно иметь ссылку на авторское определение.