Формирование контура

Вернёмся к нашему самураю. Пока это обычный человек, но в руках его меч и он отрабатывает свой рубящий удар на связке циновок. Подымает меч и резким движением перерубает связку. Вспоминает все свои ощущения, все свои движения и напряжения своих мышц. Осматривает срез, оставленный на циновке. Намеревается в следующий раз сделать свои движения немножко другими. Закрепляет следующую циновку для разрезания. Становится в стойку. Тренировка повторяется.

Почему мы так подробно смотрим на процесс тренировки? Потому что в нём наблюдается формирование знания. Пока только его некоторой части. Но это главный навык – навык разрубания противника. Без этого навыка человек не сможет быть самураем в поединке.

В этом процессе проявилось единство навыка, орудия, пространства, восприятия. Как замкнулось в некоторой точке это единство? У каждого самурая это некоторый исторический факт. Эта точка зависит от конкретной истории человека. Тренировался ли он до этого с деревянным мечом. Видел ли он, как другие разрубают циновки. Может, ему приходилось разрубать другие предметы. Это всё было в прошлом. Сейчас у человека достаточно неплохо получается разрубать циновки и поэтому мы пренебрегаем различиями начального этапа обучения. А если мы пренебрегаем различиями, то мы уже не различаем точки, в которых произошло замыкание в единство.

Мы видим, что навык человека определит, как будет действовать человек своим орудием. Орудие имеет свои способности к резанию и своим движением определит срез на циновке. Изменения, которые произойдут с циновкой, будут восприняты человеком. Сравнивая воспринятый срез с идеальным, человек скорректирует свой навык. В каждой из четырех составляющих (навык, орудие, пространство, восприятие) есть некоторая из характеристик остальных трёх. Образованный срез, анализ среза, навык, связаны с характеристиками меча. В зависимости от восприятия человека, его навыка и применяемого меча, будет определённый срез. От навыка, применяемого меча, циновки будет зависеть то, на что человек обращает внимание в своём восприятии. Навык наработается в ходе тренировки конкретным мечом на циновке, в ходе наблюдения образующихся срезов. Четыре составляющих, таким образом, объединяет некоторый контур оказанного действия. Этим способом мы утверждаем единство, в отличие от классического двухтысячелетнего европейского противопоставления.

 

Чтобы избежать неверного смысла, употребление введенных понятий, должно иметь ссылку на авторское определение.