Модель пространства

Мы упоминали о наличии модели в Знании. Уделим понятию модели некоторое время, рассмотрев ее на примере личного Знания человека.
Разум обладает способностью к построению моделей. Если он будет строить менее эффективную модель, чем это делают те, кто находится рядом с ним и конкурирует за пространство, то поток Сквозона замкнется не через него. У нашего разума не будет Знания. Это будет выглядеть так, как будто бы он был вытеснен с пространства. Эффективность – это обеспечение минимального времени обработки входного сигала и наибольшей стабильности Знания на максимальном пространстве.

В бою свои действия самурай выполняет с реальным противником. Когда тренирует своё тело, то действия осуществляет с имитацией противника. Когда циновки, имитирующие противника изрублены, самурай производит действия с представляемым, воображаемым противником. Когда тело устало и требует отдыха, то самурай продолжает вспоминать, как движутся противники во взаимной атаке, кто из них сделал роковую ошибку, продолжает мысленно совершать свои действия, пытается представить другие действия противников. Каждый из противников имеет свои особенности в виде доспехов, наработанных приемов защиты и нападения. Такие представляемые действия не выходят за рамки памяти. Вспоминание противников с их набором действий для самурая является их модельным представлением. Мыслимые действия с предполагаемым противником способны указать на ошибочность своего навыка, а, значит, в некотором смысле, развивают свой навык. В таких мыслимых Свитках возникает мыслимое Знание, позволяющее привести во взаимное соответствие память о противнике и навык своих движений. Проверкой на правильность соответствия будет реальная битва, которая отберет носителей навыка с более совершенным соответствием.
Мысленные имитации своих действий полезны по разным соображениям. Это замедление или ускорение последовательности действий в своем представлении, чтобы избежать неправильных, ошибочных действий в реальности.
Понимание того, что самурай нарабатывает навык непосредственно в ходе боя, тренировки, образного анализа движений, наблюдения за другим боями, тренировками, событиями в природе, полезно тем, что это происходит с уже осознающим себя человеком. Не каждый может вспомнить становление своего Знания в раннем детстве. На опыте самурая можно увидеть образование, развитие, становление Знания как свой внутренний процесс.

По мере развития навыка у каждого самурая, увеличиваются как способность, так и результативность анализа движений противников в виде мыслимых образов. Имеющиеся в памяти результаты восприятия, навыки и проведённые действия позволяют создать виртуальное пространство, на котором происходит отработка приёмов ведения боя.
Это виртуальное пространство становится моделью внешнего пространства, обеспечивает корректное соответствие навыка при изменениях, разных состояниях пространства. Такие модели мы создаем в своей памяти для всего, от чего получаем в своём восприятии Сквозоны. Свои модели мы обобщаем, упрощаем и усложняем по необходимости. В частности, имея модель погоды для разных времен года, вы выбираете текущие и шьете будущие одежды или доспехи в соответствии с ожидаемой погодой на завтра или через полгода.

Движение Сквозона в усложнившемся Свитке становится многоконтурным. Если внешний контур можно назвать контуром действия, то внутренний, проходящий через модель – это контур симуляции. Для модели возможна проверка симуляцией на имеющемся навыке. О прошлом мы имеем в памяти набор воспринятых дискретных фактов. О будущем – только симуляцию нашей неточной модели пространства. По отклонению предполагаемого настоящего от нынешнего воспринимаемого мы корректируем свои следующие действия. Если наши, устремленные в будущее, действия не приводят к ожидаемому результату, мы корректируем модель пространства, определившие наши действия. Таким образом, то, как мы «корректируем» будущее – это работа нашей модели, которая также является естественной частью эволюционирующего пространства. Так осуществляется оптимизация содержания модели с действительностью. Это действие в одну сторону, от действительности в модель. В другую сторону проявляются наши возмущающие действия, обусловленные неточностью модели.

Через свои модели, построенные на основе наблюдения за действием и реакцией, где действие может быть своим или чужим, мы познаём окружающий мир. Когда «ничто» становится «нечто» и потом «чем-то»? По мере становления модели этого нечто. Стабилизация Знания происходит не только в навыке, но и в модели пространства, когда различия модели и «нечто» пренебрежимо малы для его использования. Естественно, уровень пренебрежения различен и зависит от других контуров Знания.
Можно выделить следующие этапы созревания модели: заметить, распознать, отличить, использовать, избежать, сохранить, воссоздать. Каждый из этих уровней характеризует разные допустимые уровни различия модели и «нечто».
По мере созревания модель из гипотезы становится работающей. Позволяет заполнить промежутки между фактами в опыте, адаптировать навык при изменении орудий, пространства. Модель позволяет спрогнозировать естественное изменение пространства.
Другим описанием уровней развитости внутренней модели будут: восприятие, название, описание, проявление, структура, функционирование, системность, аплитность. Последний этап включает не только системное рассмотрение, системообразующие связи, но также и контуры, обеспечивающие обособленное стабильное существование! Для практического распознавания бывает достаточно уровня проявления. Для поддержания существования необходим навык управления и уровень функционирования. Для осознанного созидания необходимо выйти на уровень аплитности.

Несмотря на локальное пространственно-временное соответствие, наше модельное понимание задает неопределенность на достаточно удаленном времени. Если за весь промежуток времени обучения будут реализованы все возможные состояния наблюдаемого Аплита в виде нескольких лет наблюдения (например, смены времен года), все равно останется некоторая неточность. В результате, у нас имеется только то, что находится в нашем Аплите восприятия, понимания. Выходящее за рамки нашего Аплита Знания – в нашем Аплите модели непредставимо. Таким образом, кроме невоспринимаемого, игнорируемого, мы имеем категорию непредставимого в модельном пространстве.

Мы говорили о роли монолога в формировании разума. Проговаривая слова, мы оперируем понятиями. За понятиями стоит наше модельное представление пространства. Рассматривая конкретные виды действий, реализаций Сквозонов, согласно своим моделям во внешнем пространстве, мы выделяем подпространства: материального, физического, биологического, географического, химического, социального, финансового и других действий.
Вначале мы осуществляем не осознанное создание моделей. По мере наработки навыка (как концепции построения модели), начинается осознанное строительство моделей. Такая концепция порождает осознаваемый абстрактный «идеал» модели. Концепция служит для выработки модели, общего правила согласования пространства и модели. В таком понимании, концепция – это модель более высокого абстрактного уровня, понимание построений адекватных моделей. Создаются уровни усложнения навыка: опыт, модель, концепция.
Так как в стационарном состоянии обеспечивается устойчивое состояние Знания, то навык выступает, в некотором смысле, «обратной функций» к орудию, пространству и восприятию изменений в пространстве. Модель становится второй обратной функцией к навыку. Следует учесть, что навык и модель вырабатываются в течение некоторого времени. Такое «интегральное построение» приводит к необходимости принятия некоторой «произвольной константы». На практике такие «константы» позволяют вводить только нам понятные понятия и обозначения. Общение со своими окружающими позволяет согласовывать «константы», начиная от произносимых звуков до правил совместной жизни.

Уровни становления:


 

Чтобы избежать неверного смысла, употребление введенных понятий, должно иметь ссылку на авторское определение.