Человек и Знание

Мы рассматривали формирование элементов Знания вокруг отдельного человека, а также между группами людей (самураи и кузнецы). Человек может прийти в существующее большое Знание и стать причастным к его Свитку. Одна из форм этой причастности – обучиться заранее локальному Знанию и стать проводником в существующем Знании. Но это не обязательно. Во-первых, человек самообучается в локальном пространстве, становится проводником Сквозона и одновременно совершает движение в пространстве Знания. Такая возможность появляется, когда существующее Знание более устойчиво, чем пребывание человека в качестве носителя. Самурайское Знание прочнее, чем пребывание в нем отдельного человека, поэтому при попадании в него происходит самообучение, и Знание передаётся между людьми. Для этого всегда имеется доля условно свободных людей, которые могут стать частью цепочки движения Сквозона.
Итак, свободный человек нашелся, перемещается, попадает в новые Знания. Человек притягивается к Знанию через свои базовые эмоции: удовольствия, жизненной необходимости, ответственности. В зависимости от того, какие эмоции прикрепили человека к Знанию, зависит дальнейшая судьба Свитка большого Знания. Получение эмоций может быть не прямым, а обеспечиваться тем Сквозоном, который человек «сливает» из питающего его Знания. Привлекательным участком в большом Знании можно рассматривать как место на производственном конвейере, так и административную должность с управляющей ролью в социальной структуре общества. Последняя характеризует стремление человека занять параметрическое положение в Знании. Именно на таком (управляющем) месте наиболее ярким образом проявляются базовые эмоции, которые прикрепляют человека к Знанию.
Если для человека главным является удовольствие, то ему не просто хочется больше и больше, а нужно. Он находит важное обоснование такой потребности. Образуется не навык по управлению общим Знанием, а локальное Знание для защиты своего места и важности своего положения. Побочным действием будет являться блокирование возможности образования альтернативных навыков для управления Знанием. Так появляется орудийный элемент чужестранного Знания, который в будущем послужит разрушителем общего Знания. Исторически такие разрушения проявляются в виде «дворцовых переворотов».
Представим еще один взгляд на возможные варианты пребывания человека в Знании – в большей мере для дальнейшего размышления.

Каковы будут условия для локальных Знаний, если именно последним образом организованы основные потоки Сквозона в большом Знании?

Лучший путь развития – не биться друг с другом за места на имеющихся Свитках, а сформировать новое Знание. Тем самым дать возможность и другим людям занять свободные места на новом Свитке Знания и развить навык освоения свободного пространства. Свободные места всегда есть в пограничной зоне Знания. Разрешено ли человеку свободное движение к этим пограничным областям Знания, поощрено, напряжено, запрещено, наказуемо? Критерии достаточно просты: сжигают еретиков – значит, наказуемо; на этом зарабатывают «инвесторы» – значит, напряжено. Или, к примеру, разрешено только малой группе, потомственной элите – соответственно, особо приближенным к распределяемым средствам и правам. Эти простые критерии показывают, насколько Знание сообщества способно к освоению свободного пространства. В лучшем обществе остальным людям также найдется и место, и путь движения Знания, и возможности развития своего навыка.

Как мы видим, Знание обеспечивает совместное проживание людей на одной территории. В зависимости от реализации этого Знания формируется различная допустимая бесконфликтная плотность людей в соответствующем пространстве.

Какова в сообществе доля людей с навыком «примкнуть», которые могут стать частью цепочки движения Сквозона? Их столько, сколько удлинения могут выдержать имеющиеся в обществе Свитки, чтобы не разрушиться. По мере увеличения доли встроившихся примыкателей, уменьшается количество Свитков и, соответственно, мест, где может примкнуть человек. Отсюда следует и главная функция обучения: научить человека создавать Свитки Знания. Как альтернатива – для разрушения «чужого» общества: научить примыкать к имеющимся Свиткам, делая эти Свитки более инертными и затратными. Для устойчивого Знания излишне активные «примыкатели» должны испаряться из сообщества. Для них надо создавать условия, не препятствующие их переходу в другое общество.


 

Чтобы избежать неверного смысла, употребление введенных понятий, должно иметь ссылку на авторское определение.