Обучение

Попробуем собрать всю цепочку, приводящую к образованию Знания. Для этого посмотрим на этот процесс с разных сторон. Для начала – как на единичное проявление на примере человека, в последующем – как на множественное, эволюционное, затрагивающее многих людей.

Самообучение

В основе самообучения лежит возникновение отдельного Знания. Это процесс замыкания Свитка с особыми внутренними структурным Атомами. Для анализа процесса вполне подходит формализованное рассмотрение. В ходе становления Знания как отдельного Свитка будут проявлены следующие этапы формирования новых элементов:

Только после последнего этапа можно сказать, что Свиток сформировал Знание.
Критерием развитости конкретного «Знания письма» может стать ответ на простые вопросы:

Эти вопросы можно ставить как человеку, впервые осваивающему грамоту в детстве, так и осваивающему неизвестный ранее язык, со специфической знаковой системой.
Для человека и самурая с его мечом все перечисленные этапы достигаются тренировкой и доведением до автоматизма. Если в контуре имеются нарушения, вызванные внешними возмущениями, то их можно рассматривать как хаотическую составляющую. Из предыдущего понимания роли хаоса следует, что эта составляющая позволяет создать «объемное Знание», высветить модель пространства. В то же время, хаотическая составляющая ограничивает, препятствуя формированию Знания с «нулевым сечением Свитка».

Этапы взросления

Теперь обратимся к многоуровневости образования личного навыка и Знания. Образование личного навыка мы можем наблюдать на этапах взросления – от ребенка к взрослому человеку. На этом пути образуется набор связанных между собой Знаний.
Человеческий организм так устроен, что вначале всегда имеется некоторая сердцевина, на которой «нарастают» новые Знания. В сердцевину естественным образом попадают: клеточная организация организма, изначальная их функциональная дифференциация, инстинктивная гормональная реакция и другие начальные особенности организма.
Приводимый список этапов не может претендовать на их жесткую последовательность и полноту. Он лишь выявляет наличие этапов взросления.

  1. Выделение объекта органами чувств из воспринятого пространства присутствует всегда и постоянно развивается.
  2. Физиологические особенности организма, инстинктивная рефлекторная система реакции.
  3. Комфорт или дискомфорт от внешнего воздействия формирует задатки центра удовольствия.
  4. Формирование фильтра восприятия, терпения, игнорирование некоторых раздражителей, когда действие не имело явной связи с удовольствием в результате.
  5. Формирование простейшего ассоциативного навыка в виде не осознаваемой рефлекторной системы. Неосознанное разделение на причины и следствия как предшествующее и последующее.
  6. Терпение раздражителей, если далее будет удовольствие.
  7. Формирование повадок, внутренних, не осознаваемых правил поведения, удовлетворяющих критериям удовольствия.
  8. Узнавание окружающей среды, обстановки, знакомых звуков, лиц.
  9. Выявление и понимание быстрых окружающих изменений. Появляется «Подражание».
  10. Звуки, как последовательный поток, становятся Вестным Сквозоном.
  11. Возникновение Доверия и Страха – как навыка сокращенной реакции. Это новый уровень личного абстрагирования.
  12. Обнаружение желаний и формирование «Я» как самонаблюдение.
  13. «Почему?» Осознание понятия причинно-следственной связи на примере результата своего действия.
  14. Тестирование причинно-следственного понимания и наполнение личного набора причинных связей.
  15. Модельное представление окружающего пространства. «Структура мира».
  16. «Зачем?» Осознание нового абстрактного уровня – как цели действия.
  17. Осознанно связанные опосредованные действия для достижения цели.

Достигнув последнего уровня, человек проявляет себя как стабилизирующий элемент Знания со своим развитым личным навыком. Он становится способен на разумные действия для достижения цели. Понимая структуру окружающего пространства (в виде некоторой причинно-следственной модели), человек способен целенаправленно применять собственный навык и быть частью соответствующего Знания. Это можно также назвать этапом взросления «Когда умеешь находить ответы».
Заложенная связь с удовольствием позволяет также целенаправленно формировать собственный навык. Целью в этом случае будет достижение удовольствия.

Небольшое уточнение. Образование Свитка удовольствия в организме происходит вместе с биологическим формированием организма как биохимическая реакция. Далее, с участием нейронов, связанных с центрам удовольствия, происходит формирование вторичных контуров на основе возбуждения этих нейронов. Через них подключаются восприятие вкуса, запаха, положения тела, освещенности, звуков. В результате центры удовольствия в организме (в большей степени в головном мозге) как могут реагируют на внешние стимулы. Когда возникают самостоятельные действия организма, накапливается опыт стимулирования нейронных контуров. Знакомая всем «радость» – один из Свитков, связанных с удовольствием. Проявляется как одна из больших форм, охватывающих не только локальную нейронную сеть, но и мышцы тела. Без таких базовых Свитков нет предпосылок и возможностей для образования устойчивого контура Знания с самостоятельным навыком.
В перечисленном выше списке, как мы видим, развиваются Свитки, связанные с базовой эмоцией: удовольствием. Свою базовую эмоцию человек учится защищать с младенчества. С этой эмоцией становятся связаны другие, воспринимаемые и осознаваемые как элементарные эмоции: Доверия и Страха. Различие между упоминаемыми эмоциями проявляется в их логической обрамленности. Вначале как ассоциация. Для удовольствия очень тяжело найти логическое обоснование. Для доверия и страха мы почти всегда находим ассоциативную причину. Эмоции следующего уровня будут уже осознаваемы в элементарных эмоциях. Их конкретная реализация будет зависеть от формирующихся при обучении модельных представлений своего окружения. В этом осознаваемом модельном окружении будут замкнуты Свитки, связанные с новой эмоцией «потребность», возникающей как ответ на вопрос: «Зачем?». «Надда!».
В детстве человек учится быть причастным к чужому контуру посредством своего небольшого Знания. У человека появляется увлечение своим окружением: рукоделием, домашними животными, своим «огородом». Он развивает собственный навык – сначала быть надежным орудием; при этом он живет верой в советы. По мере становления Знания постепенно слой между восприятием и действием заполняется логической связностью, находя ответы на вопросы: «почему», «зачем», «для чего», «потому» «надо», «для того». По мере наработки навыка и моделей пространства, человек становимся управителем своего маленького контура Знания.
В зависимости от своего места в социальном окружении, осознания этого места, возможен и следующий уровень: обязанность. Следует заметить, что при отсутствии личного навыка социальной организации нет условий для развития эмоции «обязанности». Эта эмоция возникает только при наличии определенной, устойчивой социальной организации. Например, семейной, когда присутствует несколько поколений, и для поддержания добрых отношений, реализации общих возможностей происходит частичное жертвование Сквозона из контуров собственного удовольствия и потребности и направление его в контур с эмоцией «моя обязанность».

Эти базовые эмоциональные уровни, возникающие при обучении: удовольствие, потребность, обязанность, в дальнейшем образуют основу многоуровневого самообучения. На каждом их этих уровней обучения присутствует новое понятие. Из удовольствия происходит самоидентификация. Из потребности атомарное понимание связанных элементов. Из обязанности Аплитное понимание.

Это только кажется, что с возрастом у человека развивается уровень обучения. Это не обязательно. Человек может остановиться на самом первом уровне: удовольствия, окружить себя теми, кто его обеспечивает и благополучно существовать как всепоглощающее «черное тело» (сток сквозона). При этом он может даже иметь высокий статус в обществе. Управляющим элементом в этом случае будет окружающая свита. Вам, наверное, знакомо выражение: «короля играет свита». В этой ситуации не только отсутствует уровень организующего начала, но даже не обязательно присутствует осознание потребности. В локальности такого «короля» (потребителя удовольствия) создается неравномерный поток Сквозона, достаточный для образования и поддержания Свитков. Уже в этих Свитках должны присутствовать носители Знания потребности и обязанности, иначе королевство не долго просуществует.
Удовольствие, как внутренний слой, имеет проявление в постоянной эмоциональной оценке своего состояния и окружающего Вестного потока. У человека, дошедшего в своём развитии до предельного уровня, наблюдается формализация этой эмоции с доведением до элементарной оценки в виде двух противоположностей: «приятно-противно», «хочу-не хочу», «хорошо-плохо», «добро-зло». Такое сведение «к двум элементам» имеет в своей основе стремление к устойчивой динамике. Наборы из более, чем двух элементов, в силу изменяющегося взаимного влияния, нарушения линейной связи причины-следствия, склонны к хаотическому поведению.
Понаблюдав за своим окружением, за «раскрученными популярными героями», вы с легкостью можете определить, какие эмоции являются определяющими в их действиях. Выделив и сопоставив доли удовольствия, потребности, обязанности, определяющие их поведение, вы легко определите уровень развития, независимо от возраста. Также этот уровень развития проявится в стремлении к «своему важному»: удовлетворению жажды чуда (чтобы кормить своё удовольствие) или причастности к творчеству (к обязанности сотворить «чудо»).
Чтобы не казалось, что сказанное выше не было известно ранее, вспомните Пушкина. В его произведении «Евгений Онегин» концентрированно описано образование Знания через стабилизацию Свитков:
    "Потом хозяйством занялась, Привыкла и довольна стала.
    Привычка свыше нам дана: Замена счастию она."
Последняя строчка описывает формальное удовлетворение признакам счастья. О счастье мы будем говорить в соответствующем разделе. На данном этапе мы можем только говорить о том, что привычка проникает в наш Аплит снаружи.


Чтобы избежать неверного смысла, употребление введенных понятий, должно иметь ссылку на авторское определение.